А это вообще законно?

Бурные дискуссии в социальных сетях на тему обустройства городской среды и развития городской инфраструктуры — примета последних лет. Горожане спорят, возмущаются, призывают, требуют — решения проблем, пересмотра подхода к развитию города, наказания нерадивых чиновников. Но вправе ли мы требовать?
За чей счет банкет?
Любимый ответ калининградских чиновников на любую просьбу что-то починить или благоустроить в городе – «денег нет». На самом деле, это не так. Калининград относится к числу наиболее богатых российских городов (не считая Москвы и Санкт-Петербурга) по доходам бюджета на душу населения. Его годовой бюджет составляет примерно 11 млрд. рублей. Примерно половина этих денег – это прямые или косвенные налоги, которые выплачивают горожане. Только НДФЛ – налог на доходы физических лиц, который платят все работающие калининградцы – закрывает 31% бюджетных трат (в среднем по России – 25%).

В переводе на рубли это означает, что, например, в 2018 году каждый житель Калининграда внес в городскую казну 7 219 рублей. Каждый, включая грудных младенцев.
По букве закона
Помимо налогов и прочих непрямых «инвестиций» в местный бюджет, о праве горожан так или иначе влиять на принятие решений, касающихся городского обустройства, говорят и российские законы.

Так, в Конституции заявлено: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». Вопросы местного значения – это те самые, которые, по большому счету, и волнуют нас больше других, поскольку обеспечивают условия для нормальной, более или менее комфортной, жизни: это и неубранный мусор, и отсутствие детской площадки во дворе, и нехватка парковок, и неблагоприятная экологическая ситуация.

Горожанам, все еще сомневающимся насчет своего права быть в курсе решений, принимаемых городской администрацией, и влиять на их принятие, стоит обратить внимание еще на парочку нормативных положений:

- Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливает, что «гражданин имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы». Не может быть ограничен доступ к информации о состоянии окружающей среды, использовании бюджетных средств и о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
- Закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» гарантирует открытость, доступность и достоверность информации о деятельности местных администраций, а также свободу ее поиска, получения, передачи и распространения.

Среди прочего, это накладывает на мэрию обязательство честно информировать горожан о всех принимаемых решениях (через официальный сайт, СМИ и другие каналы), а горожанам предоставляет право делать запросы: каковы планы мэрии в отношении развития той или иной территории, когда будет отремонтирована улица, на каком основании вырубаются деревья, и пр.
Право на город
Помимо законодательства, основания для нашего участия в жизни города создает государственная политика в сфере обеспечения качества жизни граждан, в том числе через формирование комфортной городской среды.

Ключевым принципом этой политики и всех реализуемых в этом направлении проектов является общественное участие. Разнообразные формы и механизмы такого участия подробно раскрыты, например, в методических документах приоритетного проекта «Комфортная городская среда» .

И хотя именно им уделяется наименьшее внимание при реализации проекта в городе Калининграде, сам факт присутствия в федеральной повестке вопроса о более активном включении горожан в процессы территориального планирования чрезвычайно позитивен.

Самые романтичные натуры, верящие в моральный закон и принципы правового государства (среди которых признание прав и свобод человека высшей ценностью и соответствие законов интересам граждан), могут обратить свой взор на философско-социологическую концепцию права на город, полвека назад сформулированную Анри Лефевром.*

Речь идет о праве жителей не только находиться в городе, пользоваться – физически и символически – городским пространством, но и участвовать в принятии решений, определяющих его настоящее и будущее, состояние и пути развития городской среды.


* Анри Лефевр – французский социолог и философ, эссе «Право на город» было написано им в 1968 году.
Дэвид Харви** говорит об этом так:

«Суть в том, что мы по одиночке и сообща в своей повседневной деятельности, предпринимая политические, интеллектуальные и экономические усилия, строим город. Все мы, так или иначе, архитекторы нашего городского будущего. Право на изменение города — это не абстрактное право, а право, которое укоренено в повседневных практиках, независимо от того, знаем мы о его наличии или нет.»

** Дэвид Харви, англо-американский географ и социолог. Недавно на русском языке вышла его книга «Социальная справедливость и город».

Made on
Tilda