Какие инструменты нам нужны?

Хорошая новость: в поисках новых эффективных инструментов, позволяющих горожанам включаться в обсуждение и разработку планов городского развития, а властям и девелоперам – учитывать их потребности и интересы при принятии решений, нам не нужно изобретать велосипед.
В мире уже придумано немало удобных и по-настоящему работающих механизмов участия населения в городском планировании. Причем их внедрением местные власти обычно занимаются не потому или не только потому, что того требуют граждане, а потому, что понимают, какую пользу это приносит городу. Это позволяет не только найти решения проблем, которые бы устроили все стороны и работали на благо всего города, но и формирует в нем атмосферу доверия, диалога и взаимоуважения.

Калининградцам, которые довольно часто бывают в соседней Польше и других европейских странах, в этом плане особенно повезло – увидеть, «как это работает», можно на примере того же Гданьска.

Вот несколько «лайфхаков» вовлечения граждан процессы городского планирования и «улучшайзинга», на которые стоит обратить внимание. А еще лучше - внедрить у нас.
Партисипаторный бюджет
Не очень привычное для нашего уха слово партисипация (англ. participation) буквально означает участие. Партисипаторное (инициативное, гражданское) бюджетирование , соответственно, подразумевает непосредственное участие горожан в распределении определенной части средств местного бюджета.
Эта практика впервые появилась в 1980-х гг. в Бразилии, но быстро распространилась по всему миру, включая Россию. На сегодня ее внедрили более 40 российских регионов, однако, до Калининграда эти веяния все еще не дошли.

Форма реализации партисипаторного бюджетирования может быть разной, но важно, что любой горожанин (в некоторых городах даже дети) – напрямую или через своего представителя (например, лидера местного сообщества) может предлагать свои инициативы по расходованию бюджетных средств и голосовать, выбирая лучшие идеи из предложенных.
Партисипаторное бюджетирование помогает решить пусть не самые масштабные, но довольно острые, с точки зрения населения, вопросы, и ощутимо улучшить ситуацию в отдельном районе или городе в целом. Это помимо прочих выгод типа роста гражданской и финансовой грамотности населения, доверия к органам власти и социальной солидарности.

Именно в рамках партисипаторного бюджета в Варшаве была запущена программа «Миллион деревьев» («Milion Drzew»): с помощью мобильного приложения горожане отмечали места на карте города, где необходимо высадить деревья. Местные власти добавили средств из основной части бюджета на покупку саженцев, а варшавяне включились в процесс высадки деревьев.
Локальная инициатива
Суть этого инструмента заключается в реализации предложений горожан силами самих горожан при поддержке местной администрации. Инициативы могу касаться вопросов озеленения и улучшения экологической обстановки, ревитализации заброшенных зданий и территорий, развития инфраструктуры и ландшафтных объектов, культуры, искусства, общественного порядка и пр.
Примерный алгоритм таков: жители выдвигают идею, которая позволит улучшить качество городской среды или благоустроить конкретную территорию. При этом они согласуют свои пожелания с действующими городскими планами и правилами, интересами других резидентов. Они оценивают, во что может обойтись реализация идеи, и какой вклад – деньгами, другими ресурсами, рабочей силой – они могут внести сами.
Все это отражается в заявке, которую рассматривает администрация, которая впоследствии может помочь инициативной группе организационно или ресурсно (например, техникой). В случае одобрения горожане приступают к реализации своей инициативы – в результате чего появляются городские сады, площадки для соседских пикников или, как в Щецине, происходит «крокусовая революция».
Комьюнити-центр
Центр городских сообществ, или комьюнити-центр, соседский центр, - это пространство (помещение), где могут собираться местные жители – общаться, обмениваться информацией, получать помощь, проводить досуг, участвовать в мероприятиях, заниматься различными активностями.
Как правило, такие центры финансируются (или софинансируются) городскими администрациями, которые таким образом решают проблемы повышения уровня безопасности в отдельных районах города, интеграции в общество тех или иных социальных групп (например, мигрантов), развития городской культуры и солидарности. А площадкой для создания соседского центра нередко становятся неиспользуемые городские объекты – вплоть до здания трамвайного депо, как в копенгагенском районе Норебро.

Содержательное наполнение комьюнити-центров варьирует от случая к случаю. Здесь может размещаться библиотека, спортзал, пространство для коворкинга, детская комната, помещения для занятий творчеством, но главное, что это пространство для встреч – собраний местных сообществ, проведения общественных обсуждений, концертов и всего того, что может оказаться интересным для горожан.

Двери комьюнити-центров открыты для всех – кто-то приходит почитать книгу, кто-то организует собственное мероприятие.

Примеры комьюнити-центров можно найти и у нас в стране и даже у нас в области. С недавнего времени такой центр, созданный усилиями местных жителей, заработал в Светлогорске.

Городской информационный центр
Еще одна важная и полезная для города площадка – это информационный пункт по вопросам городского и планирования и развития. Как показало недавнее исследование, в появлении такого инфобокса заинтересованы как горожане, недовольные качеством информирования о том, как планируется развивать Калининград, что будет строиться, сноситься или реконструироваться, но и представители власти, строительного бизнеса и архитектурного сообщества.
Инфоцентр служит для более наглядного и понятного представления проектов застройки и реконструкции городских территорий, сбора мнений и впечатлений горожан, обсуждения с ними стратегий городского развития и конкретных планировочных решений. Он может быть не только выставочной площадкой и местом презентаций проектных идей, но и встреч горожан с чиновниками и архитекторами, проведения публичных слушаний и просветительских мероприятий по урбанистической тематике, своего рода городской лабораторией как, например, Laituri в Хельсинки.
У Калининграда есть шанс стать пионером в сфере создания городского информационного центра, поскольку в России, кажется, эта практика пока не распространена.
Соучаствующее проектирование
Соучаствующее (или партисипаторное) проектирование — это процесс осмысления и разработки проектов развития городских территорий (районов, дворов, парков, общественных пространств) с вовлечением всех заинтересованных сторон – жителей, городских сообществ и активистов, экспертов, представителей администрации, инвесторов, бизнес-субъектов.

Его целью является совместная проработка проблем и определение целей и задач развития городских пространств, принятие солидарных решений, позволяющие преодолеть разногласия и конфликты и повысить эффективность и устойчивость проекта.
В последние годы практики соучаствующего проектирования начинают приходить в российские города. Своего рода лидером этого движения является Республика Татарстан, где сейчас работает «Проектная группа 8», одна из первых в стране внедрившая в архитектурную практику понятие партисипации.

Участием в мероприятиях по партисипаторному проектированию могут похвастаться и калининградцы. Можно вспомнить воркшопы и семинары, проведенные КБ «Стрелка» в рамках разработки проектов благоустройства общественных пространств Калининграда и организованные одноименным Институтом образовательные мероприятия, на одном из которых родился проект «Парковое кольцо»; мероприятия проекта «Общественное участие в городском планировании и развитии», в том числе мастерские под руководством руководительницы «Проектной группы 8» Надежды Снигиревой, социолога-урбаниста, руководительницы Лаборатории качества городской жизни ИТМО Александры Ненько, воркшопы и семинары основателя сети Центров прикладной урбанистики Святослава Мурунова, проект группы «Право на город» «DIY-уикенд в Калининграде» и др.

Правда, практически всем партисипаторным мероприятиям в Калининграде не достает одного — отклика местных и региональных (коль скоро уже больше года большинство градостроительных решений принимаются на областном уровне) властей и девелоперов.
«Соучастники»
Если калининградцы готовы к более активному вовлечению в обсуждение городской повестки, то администрация к нему пока явно не созрела.
Но в ожидании смены ориентиров городской политики, принятия самого принципа общественного участия как ее неотъемлемого компонента, создания в администрации специальных подразделений, занимающихся вовлечения горожан в городское планирование, формирования консультативных органов, включающих городских экспертов и рядовых горожан, или – для начала – повышения степени дружественности официального сайта мэрии к своим пользователям, мы можем действовать.
Made on
Tilda